Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Ляшенко С.В. 10 страница

 

Вторгшемуся неприятелю противостояли 220 - 240 тысяч русских солдат - в 3 раза меньше, чем было у противника. К тому же русские войска были разделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра генерала от инфантерии М.Б.Барклая де Толли (110 - 127 тысяч человек при 558 орудиях) растянулась более чем на 200 километров от Литвы до Гродно в Белоруссии; 2-я Западная армия во главе с генералом от инфантерии П.И.Багратионом (45 - 48 тысяч человек при 216 орудиях)занимала линию до 100 километров к востоку от Белостока; 3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П.Тормасова (46 000 человек). Поняв, что сопротивляться разрозненными частями невозможно, русское командование начало отход вглубь страны. И этим был сорван стратегический план Наполеона. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями вглубь страны, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах.

Отступая, русские войска вели арьергардные бои, нанося противнику значительные потери. Основной задачей было объединить силы 1-й и 2-й Западных армий. Особенно тяжелым было положение 2-й армии Багратиона, которой угрожало окружение. Пробиться к Минску и соединиться там с армией Барклая не удалось: путь был отрезан. Багратион изменил направление движения, но войска Жерома Бонапарта настигали его. У местечка Мир произошло сражение арьергарда русских войск (казачья конница атамана Платова) с французской кавалерией. Французы были разбиты и в беспорядке отступили. На следующий день произошел новый бой, и снова французы потерпели поражение. Все попытки окружить Багратиона провалились. Нполеон был взбешен.

Багратион же решает двинуться на Могилев, но французы еще раньше вошли в Могилев, и пришлось отражать наступление превосходящих французских сил у деревни Дашковка. Обе стороны понесли тяжелые потери. Оставался лишь путь на Смоленск.

Арьергардные бои вела и 1-я Западная армия Барклая де Толли. Французы несли большие потери.

Корпусу Витгенштейна (25 000 человек), выделенному из состава армии Барклая для прикрытия Санкт-Петербурга, пришлось вести тяжелые бои с корпусами маршалов Удино и Макдональда. По после нескольких сражений в районе Полоцка французам так и не удалось добиться серьезных успехов. Занять Ригу им не удалось. На этом участке фронта до конца осени 1812 года обстановка стабилизировалась.

Успешно действовала 3-я Западная армия Тормасова. После этих успехов стабилизировался и Юго-Западный фронт, где надолго были скованы значительные силы неприятеля.

 

Тем временем в руководстве русских войск произошли важные изменения. Александр I, бывший все время при 1-й Западной армии со всей своей свитой отбыл в Петербург. Барклай де Толли получил возможность в полной мере осуществить свой план ведения войны с Наполеоном, разработанный им в 1810 - 1812 годах. Уклоняться от генерального сражения и отступать вглубь страны, чтобы не подвергать армию опасности поражения, ослабить превосходящие силы противника и выиграть время, чтобы подготовить свежие войска и ополчение - вот в чем была суть этого плана.

 

После сражения под Витебском Барклай, оторвался от французов и двинулся к Смоленску. А 3 августа (22 июля) к Смоленску подошла и 2-я армия Багратиона. Рухнул замыел Наполеона разбить две русские армии поодиночке.

В течение двух дней, 4 и 5 августа, шли упорные бои под стенами Смоленска. 6 и 7 августа бой разгорелся уже за сам город. Но и здесь не произошло генерального сражения. Воодушевленные героизмом русских солдат и офицеров и частными успехами, многие военачальники настаивали на переходе в наступление. Однако Барклай, взвесив все, решил продолжать отступление. 7 августа (26 июля) войска покинули горящий Смоленск.

Наполеон бросил им вдогонку свои лучшие силы. Но наступление французов было приостановлено на целый день.

Нашествие и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа. Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное партизанское движение местных крестьян. Партизаны наносили значительный урон иноземцам, уничтожали вражеских солдат, расстраивали тылы. В самом начале войны французская армия ощущала нехватку продовольствия и фуража. Из-за падежа лошадей французы были вынуждены бросить в Белоруссии 100 пушек.

Активно создавалось народное ополчение на Украине. Крестьянские партизанские отряды возникли на Смоленщине и в других оккупированных районах России. В ходе войны в ряды русской регулярной армии влились воины Кавказа, отряды калмыков, казахов, башкир, чувашей, татар, мордвы, марийцев, чувашей. Огромную роль в боевых действиях сыграло русское крестьянское ополчение.

Правда, в некоторых районах страны с вторжением Наполеона произошли крестьянские волнения, направленные против помещиков и местных властей, но в целом народы России проявили высочайший патриотизм в яростной борьбе с силами Наполеона.

После Смоленска Барклай все чаще задумывается о генеральном сражении. Но обстановка уже была накалена до предела. Багратион обвинял Барклая в бездеятельности и предательстве; так же думало большинство русских генералов. Не понимая глубины замыслов Барклая, общественное мнение требовало смены главнокомандующего. И Александр, после трехдневного колебания подписал указ о назначении главнокомандующим М.И.Кутузова, которого сам он недолюбливал. Это решение было с восторгом встречено всей русской общественностью и армией. Кутузов сразу же включился в работу.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 406

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Ляшенко С.В. 9 страница | Ляшенко С.В. 11 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.