:
 








25

Первое тайное декабристское общество - Союз спасения - возникло в феврале 1816 года в Петербурге по инициативе молодых гвардейских офицеров А.Н. и Н.М.Муравьевых, С.И. и М.И.Муравьевых-Апостолов, С.П.Трубецкого и И.Д.Якушкина. целью которого было уничтожение крепостного права и замена самодержавия конституционной монархией. Из-за возникших разногласий Союз спасения распался, но вместо него в 1818 г. был создан Союз благоденствия. Его участники решили бороться за республику, избрав тактику военной революции. Разногласия между этими группировками особенно обострились 1820 году. В 1821-1822 годах на основе Союза благоденствия почти одновременно возникли новые декабристские организации - Южное общество на Украине во главе с П.И.Пестелем и его программой русская правда и Северное в Петербурге, которое возглавил Н.М.Муравьев с его Конституцией, а затем ведущую роль в нем занял поэт К.Ф.Рылеев. Оба общества согласовали дату выступления лето 1826 г., но из-за внезапной смерти Александра I восстание было перенесено на 14 декабря 1825г.

Константин отказался от престола, поэтому на 14 декабря была назначена присяга Николаю. Декабристы решили воспользоваться ситуацией и 14 декабря в 11 ч утра на Сенатской площади собрали повстанческие войска. По плану три отряда декабристов должны были захватить Зимний дворец и арестовать нового царя, затем овладеть Петропавловской крепостью и заставить сенаторов признать состоявшийся переворот. Но войска декабристов так и не осмелились перейти к решительным действиям. Рассматривая вооруженное столкновение, в которое вылились внешним образом события 14 декабря 1825 г. в Петербурге, нельзя не учесть, что действующими лицами с обеих сторон явились почти исключительно, как тогда их назвали бы, "чины императорской российской гвардии" Артиллерийские залпы по восставшим положили конец противостоянию. После этого начались аресты декабристов и в Петербурге, и на юге страны. Следствие по их делу происходило при непосредственном участии Николая I, он же и выносил приговор. Суд носил показательный характер: П. И. Пестеля, С. И. Муравьева, К. Ф. Рылеева, М. А. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского приговорили к четвертованию, но Николай I заменил приговор на казнь через повешение. Всех остальных декабристов сослали.


Общественное движение в России в 1830 1850 гг. В этот период во многом под влиянием восстания декабристов в России сложилось три направления общественного движения.:

1) правительственное или консервативное;( Идеологом консервативного направления был граф С.С. Уваров, разработавший теорию официальной народности. )

Консерватизм (от лат сохранять) - различные формы приверженности ко всему старому и противодействия всему новому. Направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев экономического и политического устройства.

В начале ХХ в. были созданы консервативно-монархические партии Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.

2) либеральное;(Толчком к активизации либерального движения и раскола его на два направления западников и славянофилов послужили Философические письма П.Я. Чаадаева)

Либерализм Идеологическое и политическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, рыночную экономику, незыблемость частной собственности, утверждение основ парламентаризма, демократические права и свободы. Революционный путь преобразований отвергается. 2. Применительно к личности образ мышления и деятельности, для которого характерны независимость по отношению к традициям, догмам, привычкам; свободомыслие, вольнодумство; терпимость к различным взглядам, позициям.

Западничество одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 30 50-х гг. 19 в., ориентированное на развитие России в русле европейской цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы.

Славянофильство одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х 50-х гг. 19 в. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как безбожная, с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 163

<== | ==>
24 | 26

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.018 .