Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



СОЛНЕЧНОГО СОБАКЕВИЧА 63 страница

Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.

В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Военный пожар, полыхавший в Европе, не мог обойти стороной Советский Союз. Это понимало руководство СССР, предпринявшее ряд мер по подготовке страны к войне. Однако при этом были допущены серьезные ошибки. Резкое увеличение военных ассигнований оказалось недостаточно эффективным по причине просчетов при их распределении. Так, несмотря на значительное увеличение капиталовложений, направленных в базовые отрасли экономики, рост производства таких важнейших видов продукции, как сталь, цемент, нефть, уголь, электроэнергия, строительные материалы, оказался незначительным.

Попытки советского руководства увеличить производительность труда в промышленности за счет использования административного ресурса не принесли ожидаемых результатов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, принятый в июне 1940 г., больно ударил не только по нарушителям дисциплины, но и по наименее социально защищенным слоям населения: матерям-одиночкам, работающей молодежи и т. п.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 278

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
СОЛНЕЧНОГО СОБАКЕВИЧА 62 страница | СОЛНЕЧНОГО СОБАКЕВИЧА 64 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.016 сек.