Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



История 1 104 страница

Антикризисные программы.Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «С концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных эконо­мистов и хозяйственников разработали проекты программ, получив­ших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа преду­сматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контро­ля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был вы­бран более умеренный план, разработка которого велась под руковод­ством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предпо­лагала сохранение на более длительный срок государственного секто­ра в экономике, а также контроль со стороны государства над скла­дывающимся частным сектором.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан. Владеющих значительными финансами (банкиры)

 

Распад СССР. ГКЧП. События в августе 1991 года

Обострение межнациональных конфликтов.В середине 80-х го­дов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азер­байджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвий­ская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Уз­бекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн человек — представители свыше ста наций и народно­стей. По мнению официального руководства страны, в СССР был ре­шен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое вы­равнивание республик по уровню политического, социально-экономи­ческого и культурного развития.

Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противо­речия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охва­тивший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнацио­нальную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически­ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру­жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес­тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици­онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союз­ных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнацио­нальными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру­сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на­значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета­рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об­народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективи­зации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве меж­этнических конфликтов.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движе­ние за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На пер­вых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограниче­ния численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных орга­нов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требо­вание обособления экономики от общесоюзного народнохозяйствен­ного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать при­оритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эсто­нии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 Г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избра­ния президентов бывших союзных республик.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче­ских Республик и его преобразование в демократическое федератив­ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча­лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен­ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съез­да был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о со­хранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовав­ших в голосовании лиц.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот­вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа­нии временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере­дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту­пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком­плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано­вить развал государства.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 784

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
История 1 103 страница | История 1 105 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.011 сек.