Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы развития Киевской Руси 5 страница

 

Социальная структура.

Социальная структура общества с официальной точки зрения была следующей: численность населения в России продолжала заметно увеличиваться – к 1897 году в России проживало примерно 126 млн. человек. Это не только благодаря естественному приросту, но и за счет увеличения размеров территории во второй половине 19 века. В середине 19 века в состав России вошли огромные территории Казахстана, в второй половине 19 века – большое количество земель Средней Азии и так далее.

Крестьяне по-прежнему составляли основную массу населения (71%). 11 % - мещане. По 0, 5 % было купцов и духовенства. 1,5 % - дворяне. Но развитие капитализма приводит к складыванию не отраженных официальной структуре российского общества новых больших социальных групп – промышленная и сельская буржуазия и промышленный и сельский пролетариат.Они не попали в официальную структуру общества вплоть до 1917 года. А численность растет: в 1897 году промышленный пролетариат составлял уже более 5 миллионов человек.

Развитие капитализма стало заметно влиять на облик городов – в первую очередь на облик крупных, промышленно развитых. На улицах городов появляется асфальт, новый транспорт и освещение. Так же богатые кварталы и центральные районы застраиваются многоэтажными домами. В Петербурге примерно в 70-е годы появляются асфальтированные улицы. Улицы Петербурга первые в стране были освещены электричеством - с 1878 года электрическими лампочками была освещена Дворцовая площадь(до этого улицы освещались газом, а ещё до того масляными лампами). С 1884 года электричеством освещен и Невский проспект. В это время уже существовала конная железная дорога.

В 1880 году в Петербурге был испытан первый трамвай, а уже спустя несколько лет по улицам Петербурга и других городов – Москвы, Риги и так далее бегали трамваи. Которые заметно облегчили передвижение по городу. О эти изменения, которые происходили в жизни крупных развитых промышленных городов, особенно контрастировали с трущобами, которые тоже были в городах. В Петербурге это, например, сенная площадь – крайне неблагополучный район. Такие районы населяли пролетарии, там водилось много бродяг, то есть капитализм обостри социальные язвы.

 


9.Общественное и освободительное движение в России во второй половине XIX в.

 

Сначала о причинах подъема общественного движения.

1. сохранение старой социально-политической системы в стране:

сохранение самодержавия с его полицейскими функциями, с привилегированным положением незначительной части общества (дворянство - 1,5 % населения страны), а подавляющее населения страны не имеет никаких прав; отсутствие в стране демократических свобод. Это то главное, что влияло на подъем активности в стране.

2. нерешенность аграрного вопроса: Хотя крестьяне и получили свободу, но земли меньше, условия освобождения отвечают далеко не всем крестьянам, их права все равно весьма ограниченны. Земля всё равно находилась в общинном землепользовании, и сами крестьяне без решения общины ничего не могли сделать – они не могли уйти, если община была против.

К прежним противоречиям, которые имелись в стране и продолжали сохраняться, добавилось немало новых противоречий.

Прежде всего, это противоречия, вызванные развитием капитализма – между рабочими с одной стороны и буржуазией с другой стороны. Затем противоречия, которые были между либеральной буржуазией с одной стороны и консервативной буржуазией – с другой стороны.

Есть и другие причины для активности идейной борьбы, и для подъема общественного движения, но это главные причины, которые и характеризуют высокий накал движения в стране, причем как в лагере либералов, как в лагере консерваторов, но в первую очередь конечно в лагере радикалов.

Итак, половинчатость реформ, колебание правительственного курса приводят к тому, что окончательно оформляются три главных направлениях общественного движения.

 

Первое направлениеконсерватизм.

Его основу составляет реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и некоторая часть крестьянства. здесь есть представители всех социальных групп. От низших до высших сословий.

Консерваторы оставались в рамках своей официальной идеологии «Православие, Самодержавие, Народность». Они боролись за сохранение самодержавия, за свертывание тех либеральных реформ, которые проводились Александром Вторым. Они выступали за проведение контрреформ, за укрепление позиций дворянства и за патриархальный образ жизни, поскольку только такой образ жизни по их мнению мог сохранить все те привилегии, которые они прежде имели. У консерваторов были свои идеологи. Одним из самых ярких идеологов консерваторов были Победоносцев, Толстой и Катков. Победоносцев вскоре станет обер-прокурором Синода. Толстой долгое время был министром народного просвещения. Катков был редактором газеты «Московские ведомости» - той газеты, которая была рупором консерваторов и самодержавия.

 

Второе направление - либеральный лагерь.

Он продолжал развиваться. Его социальную основу составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенция. Интеллигенция – это чисто русское понятие. Оно появляется в России в 60- е годы 19 века. Под интеллигенцией мы понимаем людей, которые занимаются творческим трудом, научным трудом. И таким образом сюда мы относим ученых, писателей, журналистов, врачей и многих представителей земского движения, (депутатов земств). Земства при всей ограниченности их возможностей дали целую плеяду талантливых либеральных деятелей.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 737

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 4 страница | Этапы развития Киевской Руси 6 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.07 сек.