Студопедия
Новини освіти і науки:
Контакти
 


Тлумачний словник






Этапы развития Киевской Руси 30 страница

 

1 сентября 1911 года в Киеве, куда съехались все высшие государственные чины на торжества в честь открытие памятника Александра 2 в театре в присутствии императорской семьи и большого количества народа эсер и одновременно агент царской охранки Багров выстрелил в Столыпина. Через несколько дней Столыпин скончался.

 

Шло время и последствия первой русской революции с одной стороны сглаживались, а с другой стороны – не совсем. Потому что постепенно, начиная с 1910 года, вновь наблюдается активность низов. С 1912 года эта активность становится выше. И толчком для дальнейшего роста выступлений, забастовок, демонстраций народных масс явился расстрел 12 апреля 1912 года рабочих на Золотых приисках на реке Лене в Сибири. Рабочие предъявили свои требования по улучшению положения. В ответ власти вызвали карательный отряд, рабочие были расстреляны – 270 человек было убито, 250 – ранено. Об этих событиях вскоре стало известно по всей стране. Как отклик на это событие произошел взрыв активности, и в 1913 году за год бастовало уже около 2 млн человек. И это уже начинало напоминать события 1905 – 07 годов.

Рост активности продолжался и в 1914 году. Эта активность резко оборвалась в связи с начавшейся Первой мировой войной.

 


18. Витте и Столыпин - выдающиеся государственные деятели.

 

Столыпин.

Во главу своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, главные задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. И второе- добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка. Разрушению крестьянской общины способствовали законы 1906-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов (собственнических землевладений). Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914г. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам – достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам, а старался реализовать помощь в натуральном виде. Во–первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря – все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке «государство – крестьянин» исключался перекупщик – торговец.

Говоря о методах проведения реформ нельзя не отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.

Итоги столыпинского аграрного курса, были очень далеки от ожидаемых... Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободиться от опеки общины. "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны. Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Переселенческая политика не удалась. В целом реформа не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня в месте с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

 

Витте.

Сергей Юльевич Витте.

Сергей Юльевич Витте был из семьи голландского происхождения, довольно поздно получившей российское дворянство – в середине 19 века. Витте закончил Новороссийский университет, затем служил в управлении одесской казенной железной дороги. И за свою работу, за свои предложения по улучшению системы тарифов и за другие творческие новации Витте был приглашен в Петербург. Какое-то время он работал в министерстве путей сообщения, потом несколько месяцев даже был министром путей сообщения, а затем в течение нескольких лет возглавлял министерство финансов. В то время министерство финансов занималось не только финансами, а и другими сферами. Витте входил в различные комиссии - по проблемам торгового мореплаванья и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т.д. Пользуясь положением царского выдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости, резко меняет стиль работы руководимых им подразделений. Витте ничем не походил на тогдашних министров. Можно сказать, что он представлял собой новый для России тип руководителя. Министерство финансов, которое возглавил Витте, представляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаваньем, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины 19 века Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского. Витте предлагает программу, которая буквально вытолкнула российскую экономику на несколько порядков вперед.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 29 страница | Этапы развития Киевской Руси 31 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.