Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Глоссарий 40 страница

Помимо идеологических схем, большевики опирались и на своеобразно понимаемую ими экономическую практику других стран, и прежде всего Германии. Именно там наиболее последовательно для общества, сохранявшего частную собственность, во время войны было осуществлено принудительное регулирование производства и потребления.

Политика военного коммунизма имела целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. Характерные черты этой политики:

1) национализация предприятий, включая мелкие; перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта;

2) сверхцентрализация управления промышленностью (через ВСНХ и его главки), которая не допускала хозяйственную самостоятельность на местах. В стремлении контролировать все Москва заполняется такими учреждениями как: Главкрахмал, Главспичка, Чеквалап - Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей;

3) развитие принципа продовольственной диктатуры и полное официальное запрещение свободы торговли; введение продразверстки в январе 1919г, по которой государство фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба. В 1920 году разверстка распространяется на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры;

4) натурализация хозяйственных отношений в условиях практически полного обесценивания денег; выдача рабочим продовольственных и промтоварных пайков, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочим услугами;

5) введение всеобщей трудовой повинности, создание «трудовых армий».

Некоторыми чертами военный коммунизм напоминал то бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, которое большевики считали своим идеалом.

Военный коммунизма на практике: Придя к власти, правительство большевиков сразу же начало так называемую красногвардейскую атаку на капитал, национализируя предприятия. Однако попытки передать предприятия в управление рабочим, фабрично-заводским комитетам натолкнулись на то, что фабзавкомы, представлявшие рабочих, искали лишь личной выгоды, а производство было близко к краху. Как писал один из видных революционеров, Н. Подвойский, весной 1918 г.:

28 июня 1918 г. Ленин подписывает декрет о национализации почти всей крупной промышленности. В ноябре 1920 г. были подвергнуты национализации и мелкие предприятия, являвшиеся кустарными, ремесленньми мастерскими. Национализированные или поставленные под государственный контроль предприятия не имели права покупать сырье и продавать продукцию. Сырье должно было поставляться, а продукция забиралась государством. Но сырье и топливо не подвозились, оплата за произведенную продукцию не осуществлялась. Производство катастрофически падало. Рабочие бежали с предприятий.

В январе 1919 г. была официально введена продовольственная разверстка. В отличие от царского и временных правительств, за невыполнение заданий по сдаче продовольствия вводились суровые карательные инспекции. Но и это не помогало. Нарастал стихийный обмен, еще быстрее, чем прежде, развивался черный рынок.

Вместо нормального функционирования экономики создавались новые «трудовые армии, работавшие на заготовке дров, и т. п.

Всеобщая нехватка товаров, сопровождавшаяся антирыночной риторикой, неизбежно вела к коммунизации быта. Отменялась плата за воду, газ, электричество, тем более что вода не шла, газ не горел, электролампочки не светились. Бесплатный проезд в городском транспорте был обусловлен тем, что транспорт остановился. Отмена квартплаты проводилась после того, когда путем «уплотнения» в *буржуйские квартиры вселялось несколько семей, не имевших возможности оплатить ее. Итогом «военного коммунизма стало полное разрушение хозяйства и массовый голод. Но советская власть удержалась.

Здесь можно посмотреть двояко. С одной стороны она была необходимой, так как большевикам нужно было защищать свой режим. Она позволила сконцентрировать в руках государства все материальные и трудовые ресурсы, что обеспечило боеспособность Красной армии и в конечном итоге способствовало победе большевиков. С другой сторон политика военного коммунизма очень сильно ударила по экономике страны.

Были нарушены товаро-денежные отношения, производители не были заинтересованы в выпуске продукции, что в конечном итоге приводило к спекуляции, дезорганизации всего общества.

Война нанесла огромный ущерб стране, дезорганизовала ее экономику. Однако, главную свою задачу - сохранение власти, большевики выполнили.


39. Индустриализация и ее итоги

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили ЭКОНОМИКУ страны далеко назад. Г завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 373

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Глоссарий 39 страница | Глоссарий 41 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.004 сек.