Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы развития Киевской Руси 21 страница

 


9.Общественное и освободительное движение в России во второй половине XIX в.

 

Сначала о причинах подъема общественного движения.

1. сохранение старой социально-политической системы в стране:

сохранение самодержавия с его полицейскими функциями, с привилегированным положением незначительной части общества (дворянство - 1,5 % населения страны), а подавляющее населения страны не имеет никаких прав; отсутствие в стране демократических свобод. Это то главное, что влияло на подъем активности в стране.

2. нерешенность аграрного вопроса: Хотя крестьяне и получили свободу, но земли меньше, условия освобождения отвечают далеко не всем крестьянам, их права все равно весьма ограниченны. Земля всё равно находилась в общинном землепользовании, и сами крестьяне без решения общины ничего не могли сделать – они не могли уйти, если община была против.

К прежним противоречиям, которые имелись в стране и продолжали сохраняться, добавилось немало новых противоречий.

Прежде всего, это противоречия, вызванные развитием капитализма – между рабочими с одной стороны и буржуазией с другой стороны. Затем противоречия, которые были между либеральной буржуазией с одной стороны и консервативной буржуазией – с другой стороны.

Есть и другие причины для активности идейной борьбы, и для подъема общественного движения, но это главные причины, которые и характеризуют высокий накал движения в стране, причем как в лагере либералов, как в лагере консерваторов, но в первую очередь конечно в лагере радикалов.

Итак, половинчатость реформ, колебание правительственного курса приводят к тому, что окончательно оформляются три главных направлениях общественного движения.

 

Первое направлениеконсерватизм.

Его основу составляет реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и некоторая часть крестьянства. здесь есть представители всех социальных групп. От низших до высших сословий.

Консерваторы оставались в рамках своей официальной идеологии «Православие, Самодержавие, Народность». Они боролись за сохранение самодержавия, за свертывание тех либеральных реформ, которые проводились Александром Вторым. Они выступали за проведение контрреформ, за укрепление позиций дворянства и за патриархальный образ жизни, поскольку только такой образ жизни по их мнению мог сохранить все те привилегии, которые они прежде имели. У консерваторов были свои идеологи. Одним из самых ярких идеологов консерваторов были Победоносцев, Толстой и Катков. Победоносцев вскоре станет обер-прокурором Синода. Толстой долгое время был министром народного просвещения. Катков был редактором газеты «Московские ведомости» - той газеты, которая была рупором консерваторов и самодержавия.

 

Он продолжал развиваться. Его социальную основу составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенция. Интеллигенция – это чисто русское понятие. Оно появляется в России в 60- е годы 19 века. Под интеллигенцией мы понимаем людей, которые занимаются творческим трудом, научным трудом. И таким образом сюда мы относим ученых, писателей, журналистов, врачей и многих представителей земского движения, (депутатов земств). Земства при всей ограниченности их возможностей дали целую плеяду талантливых либеральных деятелей.

Либералы выступали за конституцию, за то, чтобы эта конституция ограничила права монарха. То есть они не выступали против монархии. Они – за монархию, ограниченную конституцией. Они также выступали за демократические свободы и за продолжение реформ. Их политическим идеалом была конституционная монархия.

У либералов были свои лидеры, свои идеологи. Это Кавелин, Чичерин, Гольцев, Долгоруков и другие. Были периодические издания, которые отражали взгляды либералов. Это в первую очередь журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы». В этот период у либералов не было ещё своих организаций. Российский либерализм в целом носил дворянский характер. В частности это было из-за слабости российской буржуазии. Поскольку в России капитализм появился позднее чем в европейских странах, и буржуазия появилась позже, и её позиции были слабы. И хотя буржуазия набирала экономический вес, её политический вес был ещё очень мал.

Российский либерализм того времени был достаточно близок к консерватизму. И консерваторов и либералов объединяла боязнь народного бунта, боязнь революции. Если они и выступали за преобразования. То за то, чтобы эти преобразования проводились сверху, а не снизу. Потому что преобразования снизу – это революция.

 

Третье направление – радикальное.

Это направление было гораздо более активным. У него уже масса всевозможных организаций. Более того, у него даже прослеживаются этапы в развитии.

Несмотря на вышеотмеченную активность радикального лагеря во второй половине 19 века радикальное направление общественного движения пока ещё не имело четко социальной базы. Но вместе с тем оно выражало интересы широких народных масс – крестьян и рабочих. Важно понять, что появление радикалов и их широкий выход на общественную арену было спровоцировано всей (часто реакционной) политикой самодержавия и всей российской действительностью. То есть подобные вещи появляются не вдруг. В данный период под российской действительностью имеется в виду отсутствие буржуазной свободы (слова, печати, собраний, передвижений), невозможность образовывать организации по интересам и т.п. Кроме того, полицейский произвол, который был характерен для страны, тоже являлся одной из причин выхода радикалов на широкую арену.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 543

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 20 страница | Этапы развития Киевской Руси 22 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.012 сек.