Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Глоссарий 24 страница

Оценка (ложна и неоднозначна):

Негативная оценка. Официальные разъяснения: «западное влияние на незрелые умы».

В последующей либеральной и революционной мысли - позитивная и апологетическая оценка: основоположники российского освободительного движения, «рыцари свободы» (Герцен). Но и здесь разные варианты. Покровский в 20-е гг. негативно: выступления дворян за свои интересы; потом он: два разных течения. Южане - революционеры, северяне - реформисты. На советскую историографию наибольшее воздействие оказала концепция Ленина: первый (дворянский) этап освободительного движения (особенно разработано в трудах академика Нечкиной).

Скептическая оценка. Ключевский: «случайность, обросшая литературой», декабристы - «лишние люди». Бердяев и «веховцы»: декабристы - порождение «беспочвенной» российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни.

Сейчас - спорные оценки. Декабристы заложили основу революционной традиции, но тем самым основу трагического, многолетнего раскола власти и интеллигенции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии. Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.

Движение декабристов обозначилось уже в 1814 г., когда одно за другим начали складываться объединения, названные преддекабристскими:

1) «Орден русских рыцарей»; 2) «Священная артель»; 3) «Семеновская артель». Но они не представляли серьезной угрозы государству.

Характер их движения можно определить как объективно буржуазный.

Вместе с тем в общественном движении в России существовала своя специфика. Особенностью российского исторического процесса было то, что на раннем этапе руководство борьбой за буржуазные преобразования принадлежало не буржуазии, а дворянству. Объясняется это тем, что русская буржуазия в эпоху крепостного права еще не сформировалась как класс и не смогла выдвинуть самостоятельные политические требования. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывалось в начале Х1Х века исключительно у передовой части дворянства, которая , по существу, выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном он состоял из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узкозаговорщической тактики, что обусловило слабость дворянской революционности и, в конечном счете, их неудачу и поражение.

Первое тайное декабристское общество - «Союз спасения» - возникло в феврале 1816 года в Петербурге по инициативе молодых гвардейских офицеров А.Н. и Н.М.Муравьевых, С.И. и М.И.Муравьевых-Апостолов, С.П.Трубецкого и И.Д.Якушкина. целью которого было уничтожение крепостного права и замена самодержавия конституционной монархией. Из-за возникших разногласий «Союз спасения» распался, но вместо него в 1818 г. был создан «Союз благоденствия». Его участники решили бороться за республику, избрав тактику военной революции. Разногласия между этими группировками особенно обострились 1820 году. В 1821-1822 годах на основе «Союза благоденствия» почти одновременно возникли новые декабристские организации - «Южное» общество на Украине во главе с П.И.Пестелем и его программой «русская правда» и «Северное» в Петербурге, которое возглавил Н.М.Муравьев с его «Конституцией», а затем ведущую роль в нем занял поэт К.Ф.Рылеев. Оба общества согласовали дату выступления — лето 1826 г., но из-за внезапной смерти Александра I восстание было перенесено на 14 декабря 1825г.

Константин отказался от престола, поэтому на 14 декабря была назначена присяга Николаю. Декабристы решили воспользоваться ситуацией и 14 декабря в 11 ч утра на Сенатской площади собрали повстанческие войска. По плану три отряда декабристов должны были захватить Зимний дворец и арестовать нового царя, затем овладеть Петропавловской крепостью и заставить сенаторов признать состоявшийся переворот. Но войска декабристов так и не осмелились перейти к решительным действиям. Рассматривая вооруженное столкновение, в которое вылились внешним образом события 14 декабря 1825 г. в Петербурге, нельзя не учесть, что действующими лицами с обеих сторон явились почти исключительно, как тогда их назвали бы, "чины императорской российской гвардии" Артиллерийские залпы по восставшим положили конец противостоянию. После этого начались аресты декабристов и в Петербурге, и на юге страны. Следствие по их делу происходило при непосредственном участии Николая I, он же и выносил приговор. Суд носил показательный характер: П. И. Пестеля, С. И. Муравьева, К. Ф. Рылеева, М. А. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского приговорили к четвертованию, но Николай I заменил приговор на казнь через повешение. Всех остальных декабристов сослали.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 367

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Глоссарий 23 страница | Глоссарий 25 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.012 сек.