:
 








25


Общественное движение в России в 1830 1850 гг. В этот период во многом под влиянием восстания декабристов в России сложилось три направления общественного движения.:

1) правительственное или консервативное;( Идеологом консервативного направления был граф С.С. Уваров, разработавший теорию официальной народности. )

Консерватизм (от лат сохранять) - различные формы приверженности ко всему старому и противодействия всему новому. Направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев экономического и политического устройства.

В начале ХХ в. были созданы консервативно-монархические партии Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.

2) либеральное;(Толчком к активизации либерального движения и раскола его на два направления западников и славянофилов послужили Философические письма П.Я. Чаадаева)

Либерализм Идеологическое и политическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, рыночную экономику, незыблемость частной собственности, утверждение основ парламентаризма, демократические права и свободы. Революционный путь преобразований отвергается. 2. Применительно к личности образ мышления и деятельности, для которого характерны независимость по отношению к традициям, догмам, привычкам; свободомыслие, вольнодумство; терпимость к различным взглядам, позициям.

Западничество одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 30 50-х гг. 19 в., ориентированное на развитие России в русле европейской цивилизации. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Представители этого направления общественно-политической мысли исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленной странами Западной Европы.

Славянофильство одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х 50-х гг. 19 в. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как безбожная, с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.

3) революционное (радикальное). (Теоретиками революционного направления были А.И. Герцен и Н.П. Огарев.)

Радикализм (лат. коренной) политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий.

Радикальные перемены - наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.

Крестьянский (русский) социализм создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 1870 гг.). Он был убежден, что сельская община (мир) с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы инстинктивный коммунизм, и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.).

Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует оплодотворить западной наукой и иными достижениями цивилизации политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет соединением храма науки с цехом человечества, т.е. с народными массами.

Теория крестьянского социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 271

<== | ==>
24 | 26

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.017 .