:
 













³





ij




̲
'



'




˳

























㳿


Գ
Գ
Գ
Գ
ճ






.. 20

 

О промышленности.

Промышленная сфера развивалась гораздо боле интенсивно, чем сфера сельского хозяйства. Это началось ещё в 30-40 годы, когда начался промышленный переворот, который способствовал промышленному развитию страны. На предприятия тогда пришел паровой двигатель и заметно увеличил производительность труда. Сейчас продолжается этот промышленный переворот, и он приводит к тому, что почти вся промышленность к 80-м годам перешла на применение парового двигателя. Промышленный переворот к 80-м годам в основном заканчивается.

Но это не означает, что все другие хозяйственно- экономические уклады в России прекратили свое существование. По-прежнему, на окраинах империи в ряде случаев продолжал жить натуральный уклад. Кроме этого оставался и мелкотоварный уклад, вместе с тем были и мануфактуры. Россия жила как бы в разных эпохах. Это важно для понимания революций, произошедших в 20 веке, потому что каждый из этих хозяйственных укладов имел собственные нерешенные веками проблемы. Уклады наслаивались друг на друга и проблемы наслаивались друг на друга. Они сплетались в клубок противоречий и этот клубок наряду с прочими проблемами взорвется, поэтому в начале 20 века в России проходят одна за одной три революции.

 

В промышленности в эту пору активно развивается текстильная отрасль, станкостроение, создание новых промышленных районов. Новыми промышленными районами были Донбасс и Кривой Рог, которые являлись базовыми для тяжелой промышленности. Старые центры промышленного развития на Урале в это время переживали кризис, но появлялись новые. Например, быстро развивался Бакинский нефтедобывающий район, нефтедобывающая отрасль развивалась почти с нуля, поэтому столь заметны итоги в его развитии. Развитие Бакинского нефтедобывающего района приводит к тому, что к середине 90-х годов он давал 90% всей добываемой в России нефти. В скором времени русский керосин составляет очень острую конкуренцию керосину других стран (в частности американскому) на международном рынке. По уровню добычи нефти Россия в 90-е годы сравнялась с США. Есть и другие положительные примеры развития промышленности в России в 60-90 годы.

Активное развитие дорог железных, шоссейных - содействовало развитию промышленности. Но всё-таки для такой огромной страны этих дорог недостаточно. Поэтому по-прежнему основную часть грузов в России перевозили по воде, поэтому и увеличивалось число пароходов.

По многим показателям Россия развивалась очень успешно, но догнать и перегнать передовые страны она не могла, так как Россия позже других стран вступает на путь развития капитализма.

 

Развитие торговли является следствием развития экономики страны в целом. На внешнем рынке товарооборот за 40 лет конца 19 века увеличивается в 3 раза. Основными товарами, которые шли на экспорт, как и со времен Киевской Руси были товары сельского хозяйства - зерно, лен и другие виды сырья лес, мех, мед. Ввозились же в Россию хлопок, текстиль, машины. Главными торговыми партнерами России были Англия и Германия.

 

Социальная структура.

Социальная структура общества с официальной точки зрения была следующей: численность населения в России продолжала заметно увеличиваться к 1897 году в России проживало примерно 126 млн. человек. Это не только благодаря естественному приросту, но и за счет увеличения размеров территории во второй половине 19 века. В середине 19 века в состав России вошли огромные территории Казахстана, в второй половине 19 века большое количество земель Средней Азии и так далее.

Крестьяне по-прежнему составляли основную массу населения (71%). 11 % - мещане. По 0, 5 % было купцов и духовенства. 1,5 % - дворяне. Но развитие капитализма приводит к складыванию не отраженных официальной структуре российского общества новых больших социальных групп промышленная и сельская буржуазия и промышленный и сельский пролетариат.Они не попали в официальную структуру общества вплоть до 1917 года. А численность растет: в 1897 году промышленный пролетариат составлял уже более 5 миллионов человек.

Развитие капитализма стало заметно влиять на облик городов в первую очередь на облик крупных, промышленно развитых. На улицах городов появляется асфальт, новый транспорт и освещение. Так же богатые кварталы и центральные районы застраиваются многоэтажными домами. В Петербурге примерно в 70-е годы появляются асфальтированные улицы. Улицы Петербурга первые в стране были освещены электричеством - с 1878 года электрическими лампочками была освещена Дворцовая площадь(до этого улицы освещались газом, а ещё до того масляными лампами). С 1884 года электричеством освещен и Невский проспект. В это время уже существовала конная железная дорога.

В 1880 году в Петербурге был испытан первый трамвай, а уже спустя несколько лет по улицам Петербурга и других городов Москвы, Риги и так далее бегали трамваи. Которые заметно облегчили передвижение по городу. О эти изменения, которые происходили в жизни крупных развитых промышленных городов, особенно контрастировали с трущобами, которые тоже были в городах. В Петербурге это, например, сенная площадь крайне неблагополучный район. Такие районы населяли пролетарии, там водилось много бродяг, то есть капитализм обостри социальные язвы.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 288

<== | ==>
.. 19 | .. 21

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.005 .