:
 








1 9

Западники в отличие от славянофилов очень высоко оценивали реформы Петра, который повернул Россию на европейскую дорогу развития. Они критиковали самодержавие и своих славянофилов.

Западники отрицали особую роль общины, они считали, что правительство навязало её народу.

Хотя можно им возразить, что община складывалась и развивалась исторически и её роль в жизни общества действительно была высока, но, безусловно, и то, что правительству эта община была удобна, потому что через общину гораздо легче управлять многомиллионным крестьянством.

На общину уповали и многие радикалы. Интересы тех и других сходятся на общине. Радикалы считали, что поскольку общине присуще общинное землепользование, самоуправление это можно назвать коммунистическими инстинктами, поэтому через общину можно легче придти к социализму, даже минуя капитализм. То есть каждая из двух полярных сил опирается на общину, каждый по-своему видит в ней свою поддержку и инструмент для реализации своих задач и целей.

Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. То есть они, как и славянофилы выступали за сохранение монархии, но в данном случае западники говорят, что монархия должна быть ограничена конституцией и что при этом должен быть парламент. Западников и славянофилов объединяло нежелание потрясений и революций. Преобразования, по их мнению, должны происходить сверху.

Идеологами западников были Грановский, Соловьев, Боткин и другие.

 

3. Радикальное движение.После подавления восстания декабристов в Петербурге, и где усилился надзор жандармерии за всем и всеми, центр радикального движения перемещается в Москву. Именно в Москве одна за другой возникают многочисленные организации радикального направления. Характерной организационной формой антиправительственных движений и является радикальное движение. Эту форму представляют многочисленные кружки. Большая часть таких кружков находилась в Москве, потому что за Петербургом теперь следили, но многие из них создавались и в провинции. Многие кружки считали себя последователями декабристов, разделяли их идеи и развивали их дальше. Перечислим некоторые кружки. Во-первых, это известное Литературное общество одиннадцатого нумера, которое было создано Белинским в московском университете (литературным оно названо для отвода глаз, а 11 нумера потому что Белинский жил в общежитии в комнате 11. и собираясь там студенты обсуждали политические проблемы. Кружок существовал до тех пор пока Белинского за антикрепостнические произведения в журнале Отечественные записки (отмена телесных наказаний и крепостничества) не исключили из университета. В 1831 году там же в университете было создано Сумбуровское общество, названное по имени создателя Сумбурова. Затем студенты университета образовали кружок во главе с Герценом и Огаревым, потом членов этого кружка выслали из Москвы. Затем был кружок Станкевича, а когда Станкевич уехал за границу, общество существовать перестало. Все эти кружки изучали передовую философскую литературу и готовили себя к пропаганде среди населения передовых революционных идей.

Какие-то кружки раскрывала полиция, какие-то прекращали свое существование сами.

В конце 30- в 40 е годы, когда Николай ужесточает внутренний режим в стране, усиливаются репрессии, формируется лагерь либералов, в радикальном движении наблюдается подъем. Это подъем связан с именами Белинского Чернышевского, Герцена, Огарева, Петрашевским и другими. В первую очередь надо говорить о Белинском и Герцене, которые стояли у истоков революционно- демократической идеологии.

Б) Герцен. В 40 годы действовал весьма активно и развивал те идеи, которые мы встречаем у Белинского. В 34 году за участие в московском кружке он был сослан. Затем он занимался литературной деятельностью. В конце 40-х годов Герцен уже сложившийся революционер, социалист. Герцен был свидетелем революции во Франции 1848 года, и её поражение вселяет в него пессимизм. В 53 году в Лондоне он открыл Вольную русскую типографию, где он печатает очень популярные в России издания - 8 книг сборника Полярная звезда и газету Колокол. Эти издания читали не только либералы и радикалы, но их читали и в Зимнем дворце. Газета Колокол была бесцензурной, издавалась с 57 по 67 год.

В) Кроме Герцена и Белинского в развитии радикального движения сыграл кружок Буташевича Петрашевского. Он являлся переводчиком в министерстве иностранных дел. С 1844 года в его квартире по пятницам образовывался клуб. В этот клуб приходили литераторы (как Майков, Плещеев, Достоевский и другие), могли быть учителя, военные и другие. Стали появляться кружки филиалы. Предметом споров была политика и правительство России. Все эти проблемы обсуждались, в спорах рождались программы, которые члены кружка проводили в жизнь, стремясь донести их до широкого круга людей. Например, готовят к изданию карманный словарь иностранных слов и туда Петрашевский умудряется вставить свои революционные идеи. Когда цензура не замечала, то эти идеи доходили до широкого круга людей. В 1848 году Петрашевский представляет целостный проект по освобождению крестьян и он этот проект предусматривает прямое и безвозмездное освобождение крестьян от крепостной зависимости. В 1849 г. начинаются массовые аресты членов кружка, к следствию было привлечено 120 человек, самые активные участники кружка 21 человек среди них сам Петрашевский и Достоевский были приговорены к смертной казни, в последний момент казнь была заменена каторгой.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 394

<== | ==>
1 8 | 1 10

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.011 .