:
 








1 8

В) В понятие народность вкладывалось отсутствие каких бы то ни было в обществе классовых, социальных противоречий. Вкладывалась идея о единстве народа, о его единении с царем. Народность содержала в себе и патриархальность русского общества, а это, прежде всего, послушание, приверженность устоям государства. Крепостное право в рамках этой народности рассматривалось как благо не только для государства, но и для самого народа.

 

Из всех этих постулатов делался вывод о ненужности и невозможности коренных социальных изменений, и говорилось о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

У теории были защитники и пропагандисты, как и у всех теорий, которые появляется в интересах государства. Власть не будет властью, если она не будет проводить идеологию, которая отражает эту власть. Защитниками и пропагандистами являлись консервативные журналисты, среди них Булгарин, Греч, которые в своей газете Северная пчела много печатали на эту тему статей.

Профессора Московского университета Погодин и Шевырев противопоставляли Россию западу, говоря, что запад сотрясают революции, а в России, мол, только небольшие бунты а это не одно и тоже. Они утверждали, что в России нет рабства, нет пролетариев, нет феодального тиранства, нет ненависти.

Теорию активно критиковали либералы. Наибольшую известность в связи с этим получили философические письма Чаадаева, насквозь пронизанные пессимизмом. Первое из этих писем было опубликовано в журнале Телескоп в 1836 году. Как только это письмо, где он критиковал самодержавие, официальную идеологию и крепостничество напечатали и прочли, то Чаадаева сразу объявили сумасшедшим, журнал Телескоп закрыли, а го редактору Надеждину запретили заниматься журналистской деятельностью.

Это письмо Чаадаева не только получило широкий отклик общественности, но и взбудоражило общественные силы и наряду с другими причинами послужило росту активности общественного движения либерального и радикального.Изложение взглядов в статье Чаадаева ускорило процесс формирования двух идейных течений славянофилов и западников.

 

2 Либеральный лагерь. В это время в России впервые появляется новое общественное движение, которое называется либеральным. Оно возникает на рубеже 30-40 годов и его появления связано с деятельностью славянофилов и западников.

А)Славянофильство являлось либеральным дворянским общественным течением, где признавались пороки существующей в России системы, но устранение этих пороков видели в мирном сочетании действительности с идеалами прошлого. В качестве прошлого идеала брали допетровскую Русь. Славянофилысчитали, что каждому народу присущи свои особенности, которые надо развивать. Что Россия и Запад представляют собой два совершенно два разных пути развития, что особенностью России является община, потому что именно общине присущи мирские методы управления, очень важны традиции общинного землепользования, а мирское самоуправление тоже очень важно с точки зрения решения многих проблем и снятия напряженности. Кроме этого славянофилы утверждали, что только России присущ истинный вид христианства - православие. Они считали, что православие очень глубоко проникло в сознание людей, и благодаря этой вере так же можно решить многие проблемы. Они также считали, что естественное развитие России должно протекать мирно, постепенно, последовательно, без каких либо потрясений, которые переживает Запад.

Они говорили о том, что между государством и народом должна существовать гармония. То есть славянофилы призывали к возвращению, к традициям Руси, которые были до Петра. Вместе с тем славянофилы понимали, что в современной жизни, с её новыми тенденциями необходимы и политические перемены. Они говорили, что необходимо возвратиться к традициям, которые у нас уже были, например к традициям Земских соборов. Они говорили, что так же необходимо обязательно сохранять самодержавие. Нужно просто разумно сочетать самодержавие с правами народа. Они также говорили о необходимости введения гласности, об отмене телесных наказаний и так далее. Славянофилы были противниками революционных движений, это их объединяло с западниками. И славянофилы и западники выступали за преобразования, которые будут проведены сверху, а не снизу. Лидеры славянофилов это публицист и историк Аксаков, братья Киреевские, Самарин, Хомяковы, которые были философами, поэтами, писателями публицистами. Активность славянофилов привела к тому, что вырос интерес к русской национальной культуре.

Б) Идейными противниками славянофилов были западники, которые доказывали несостоятельность утверждений о русской самобытности, то есть критиковали славянофилов за их взгляды. Западники говорили об общности развития России и Запада. Идея отрицала официальную идеологию, которая доказывала необходимость сохранения крепостнических порядков. Западники признавали полезность успехов европейской цивилизации, которые должны служить примером для России. Идеи западников утверждали мысль, что Россия должна идти по пути буржуазного развития. Россия уже вступила на этот путь, и свернуть с него было невозможно. Потому что этот путь был объективен для России, как и для многих других стран.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 312

<== | ==>
1 7 | 1 9

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.058 .