Студопедия
Новини освіти і науки:
Контакти
 


Тлумачний словник






Этапы развития Киевской Руси 3 страница

Но благодаря этим курсам женщины постепенно стали приобщаться к высшему образовании.

Ещё в 1872 году при Николаевском госпитале при активном участии Дмитрия Милютина были образованы женские медицинские курсы, но в 1881 году Милютина на посту военного министра сменил Вановский, который был человеком других убеждений, не либерал и он закрыл эти женские курсы, которые спустя много лет вновь были воссозданы, но это уже был женский медицинский институт, образованный в 1897 году.

Ещё о университетском уставе. Это был третий устав за 19 век, в отличие от предыдущего устава 1835 года был либеральный. Он возвращал университетам былую автономию, которая была дана университетам при Александре 1 . Это означает, что ученые советы университета имели право избирать ректора, проректоров, деканов, профессорско-преподавательский состав, присуждать ученые степени, составлять свои учебные программы и многое другое. Некоторым образом изменились и учебные планы университетов. Например, были изъяты такие предметы как фехтование, но были расширены циклы гуманитарных наук, в частности философия и не были ещё в этом плане некоторые изменения.

Кроме того, в это время открывались и новые университеты и институты. В частности они были открыты и в Москве и в Петербурге и в Киеве.

Так же учебные заведения открывались и далеко за Уралом. Например, в 1880 году – Томский университет. И так же многие другие. То есть высшее образование во второй половине 19 века развивалось активно, но Россия всё ещё в целом оставалась страной безграмотных людей.

 

Теперь о преобразованиях в сфере печати.

Сфера печати играет заметную роль в жизни любого общества. Например, во времена правление Николая 1 цензура была очень жесткой, что создавало трудности многим авторам.

При Александре Втором отмечаются заметнее послабления. Например, временные правила о печати, принятые в 1865году (и действовали 40 лет) частично отменяли цензуру в столицах. Но для уравновешения ситуации при этом вводилась судебная ответственность для лиц, нарушающих эти временные правила.

Итак, правительственные научные издания от цензуры освобождались вообще, и в целом цензура была ослаблена, и на страницы газет и журналов могли выноситься те проблемы, те идеи, о которых раньше и мечтать не смели. Но с другой стороны толстые художественно – публицистические журналы, всегда пользующиеся в России большим спросом, стали выходить ограниченным тиражом, на них заметно повысились цены и они оказывались недоступны широким массам населения. Так же издатели не могли скрывать имена авторов печатающихся под псевдонимами. Таким образом, полной свободы печать не имела.

 

Итак, в стране в 60- 70 годы проведен целый комплекс разнообразных буржуазных реформ. Многие реформы не последовательны, многие проводятся слишком медленно, многие – противоречивы, но самый основной минус в том, что не было проведено главной реформы – реформы управления страной. Это обстоятельство в числе прочих будет влиять на рост активности освободительного движения в стране и приведет страну к революциям начала 20 века, поскольку не реформирование этой важнейшей политической сферы общества будет формировать ту базу, на которой будут постоянно происходить какие-то волнения.

 


8. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

Отмена крепостного права сказалась на значительно более быстрых (чем прежде) темпах развития капитализма в стране. На период 60-90 годов 19 века приходятся следующие значительные явления в экономике:

-завершение промышленного переворота

- быстрое развитие важных отраслей в экономике

- постепенное переустройство сельского хозяйства на капиталистический лад

- и как следствие всего этого – формирование новых социальных групп (классов – буржуазии и примышленного пролетариата).

 

Сначала о сельском хозяйстве.

Это по-прежнему – ведущий сектор экономики страны, но теперь здесь появилось много нового, вызванного отменой крепостного права.

После реформы у крестьян стало на 20 % меньше чем до реформы, что ухудшило положение многих крестьянских семей. Это зачастую приводило к процессу, который в исторической литературе называется разложением крестьянства или раскрестьяниванием. То есть социальная дифференциация в деревне теперь пошла значительно быстрее, чем прежде. А именно беднейшая часть деревни растет. И значительная часть этого сельского пролетариата уходит в город.

С другой стороны растет слой зажиточного крестьянства, которую называли кулачеством - они всё более эксплуатируют обедневших крестьян, вынужденных идти в ним в кабалу. Итак, положение в крестьянской средне не самое благополучное – земли мало, а к концу столетия количество земли на душу населения становится ещё меньше, потому что в конце 19 века в стране произошел демографический взрыв. При рождении детей землю крестьянским семьям никто не добавлял. Кроме того, к распылению земли приводили частые земельные разделы, так как молодые семьи хотели жить самостоятельно, отделялись от старшего поколения. Дробление земель в целом неблагоприятно сказывалось на крестьянском хозяйстве.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 2 страница | Этапы развития Киевской Руси 4 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.