:
 













³





ij




̲
'



'




˳

























㳿


Գ
Գ
Գ
Գ
ճ






15

В средних школах и в гимназиях больше и больше насаждался русской язык, некоторые гимназии даже полностью подверглись русификации, переходу на русской язык.

А в 1893 году русификации подвергся и Дерптский университет. (Это важно нам сейчас, потому что одной из составляющих нашей великой революции потом будет как раз национальный вопрос. И если мы сейчас этого не скажем, будет непонятно, почему поляки в 1921 году взбунтовались и пошли на нас войной). Дело в том, что в Дерптском университете происходило преподавание сразу на нескольких языках и на эстонском и на польском. Эстонской профессуры, ученых не было, учеными были поляки, ученые были финны изредка, а страны Балтики были аграрные страны, там никакой науки не будет ещё довольно долго. Действительно, вот с этого момента не только Польша, но и Прибалтика, и Финляндия начинают довольно резко относиться к Москве, к Петербургу, к русской монархии.

Ну и не менее остро в России в этот момент стоял еврейский вопрос.

Определенные меры к притеснению евреев в России этот момент действительно были сделаны.

В 1882 году издаются временные правила о положении евреев и вот, согласно этим правилам была строго ограничена черта оседлости, фактически отмененная ещё при Александре 1. Черта оседлости это граница расселения евреев по Российской империи. По этим правилам им запрещалось поселяться в крупных городах, строго обозначались города и местечки где им разрешалось селиться. Затем устанавливалась процентная норма поступления евреев в Вузы. В крупных городах поменьше, в провинциальных городах побольше. Вначале 90 годов даже около 20.000 евреев было в связи с этим выселено из Москвы. И одновременно евреям по этим правилам запретили покупать новые земли и брать земли в аренду. Поэтому положение евреев в России, и без того не очень хорошее, в эти 80 - 90 годы и после ещё больше ухудшилось. Им предлагали даже не заниматься ростовщичеством, а заниматься возделыванием земли, ремеслами. Но требовать от человека перестать заниматься тем, чем занимались его предки на протяжении тысячелетия невозможно.

Правда, тут надо учитывать то, по каким признакам происходило в Российской империи национальное отделение в тот момент. Если вы откроете справочники по этнографии или национальному составу российской империи конца 19 начала 20 века, то найдете графу этнический состав Российской империи: там указано, что православных в России 70%, мусульман - 15%, иудеев 4-5%, буддистов - то есть национальный и этнический состав определялся строго по вероисповеданию. На самом деле ты мог быть любой национальности евреем, калмыком или кем угодно, но если ты исповедовал православие, то ты автоматически попадал в графу русские. То есть на тебя никакие подобные ограничения не распространялись : никаких процентных ставок, никаких выселений. То есть если еврей принимал православие, то он автоматически попадал в эту категорию лиц. Дело в том, что в том месте, где происходили восстания, как раз проживали иудеи, там выкрестов не было, выкресты встречались и проживали, прежде всего, в столицах.

Таким образом, например, среди крупных купцов первой и второй гильдии, среди банкиров, среди промышленников, предпринимателей были и евреи.

 


11. Рабочее движение во второй половине XIX в.

 

Завершение промышленного переворота и оформление индустриального пролетариата в класс буржуазного общества обусловило новые черты в рабочем движении России 80х первой половины 90хгг., которое стало более организованным и наступательным. За первую половину 80х гг. произошло около 100 стачек и свыше 50 волнений. От капиталистов рабочий класс требовал отмены или сокращения системы штрафов, прекращение снижения заработной платы, возвращение на работу уволенных товарищей.

В начале 1861г., например, массовая забастовка произошла в Петербурге на Балтийском механическом заводе. Поводом для нее стало увольнение 500 рабочих. Заводчане требовали от администрации завода сокращения рабочего дня и возврата на свои рабочие места всех ранее уволенных. Хозяева завода были вынуждены выполнить это требование рабочих.
Не менее успешными были результаты стачек на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге (ноябрь 1882г.) на заводе братьев Макиель в Москве (июнь 1884г.) и в других местах.
Подъем рабочего движения был характерен и для национальных районов Российской империи, в которых гнет и эксплуатация были особенно тяжелы. Часто организаторами рабочих выступлений здесь были русские пролетарии. Так, рабочие Нарвской суконной мануфактуры, а также литейного завода в Петербурге проявили солидарность с тремя тысячами ткачей русскими и эстонцами Кренгольмской мануфактуры, бастовавшими летом 1882г.

В Лодзи начало 80х годов было отмечено совместными выступлениями польских и русских рабочих на фабриках текстильных и резиновых изделий (18821884гг.). Летом 1883г. бастовавших литовских рабочих цементного завода (Везенбергский уезд Эстляндской губернии) поддержали эстонские и русские пролетарии.

Наиболее крупные забастовки произошли на фабрике Хлудова (село Ярцево Смоленской губернии, 1880г.), в Коломенском уезде и в Серпухове (1880г.), на фабрике Дербенева (ИвановоВознесенск, 1882г.) и в особенности на текстильной фабрике Морозовых в ОреховоЗуеве (1885г.), которая являлась одно из крупнейших, потому что в ее цехах работало около 10 тыс.чел.
Для рабочих страны продолжительность трудового дня не была ограждена никакими законодательствами и полностью зависела от усмотрения фабрикантов. По 1218 часов в сутки вынуждены были трудиться рабочие. Однако, их зарплата, несмотря на такой длительный рабочий день, была очень низкой. На московских текстильных фабриках, например, рабочие мужчины зарабатывали в среднем в месяц 14руб. 10коп., женщины 7 руб. 52коп., подростки 7 руб. 22 коп., малолетние 4руб. 25коп.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 628

<== | ==>
14 | 16

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.005 .