Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы развития Киевской Руси 15 страница

В средних школах и в гимназиях больше и больше насаждался русской язык, некоторые гимназии даже полностью подверглись русификации, переходу на русской язык.

А в 1893 году русификации подвергся и Дерптский университет. (Это важно нам сейчас, потому что одной из составляющих нашей великой революции потом будет как раз национальный вопрос. И если мы сейчас этого не скажем, будет непонятно, почему поляки в 1921 году взбунтовались и пошли на нас войной). Дело в том, что в Дерптском университете происходило преподавание сразу на нескольких языках – и на эстонском и на польском. Эстонской профессуры, ученых не было, учеными были поляки, ученые были финны изредка, а страны Балтики были аграрные страны, там никакой науки не будет ещё довольно долго. Действительно, вот с этого момента не только Польша, но и Прибалтика, и Финляндия начинают довольно резко относиться к Москве, к Петербургу, к русской монархии.

Ну и не менее остро в России в этот момент стоял еврейский вопрос.

Определенные меры к притеснению евреев в России этот момент действительно были сделаны.

В 1882 году издаются «временные правила о положении евреев» и вот, согласно этим правилам была строго ограничена черта оседлости, фактически отмененная ещё при Александре 1. Черта оседлости – это граница расселения евреев по Российской империи. По этим правилам им запрещалось поселяться в крупных городах, строго обозначались города и местечки где им разрешалось селиться. Затем устанавливалась процентная норма поступления евреев в Вузы. В крупных городах поменьше, в провинциальных городах – побольше. Вначале 90 годов даже около 20.000 евреев было в связи с этим выселено из Москвы. И одновременно евреям по этим правилам запретили покупать новые земли и брать земли в аренду. Поэтому положение евреев в России, и без того не очень хорошее, в эти 80 - 90 годы и после ещё больше ухудшилось. Им предлагали даже не заниматься ростовщичеством, а заниматься возделыванием земли, ремеслами. Но требовать от человека перестать заниматься тем, чем занимались его предки на протяжении тысячелетия – невозможно.

Правда, тут надо учитывать то, по каким признакам происходило в Российской империи национальное отделение в тот момент. Если вы откроете справочники по этнографии или национальному составу российской империи конца 19 – начала 20 века, то найдете графу этнический состав Российской империи: там указано, что православных в России – 70%, мусульман - 15%, иудеев – 4-5%, буддистов … - то есть национальный и этнический состав определялся строго по вероисповеданию. На самом деле ты мог быть любой национальности – евреем, калмыком или кем угодно, но если ты исповедовал православие, то ты автоматически попадал в графу русские. То есть на тебя никакие подобные ограничения не распространялись : никаких процентных ставок, никаких выселений. То есть если еврей принимал православие, то он автоматически попадал в эту категорию лиц. Дело в том, что в том месте, где происходили восстания, как раз проживали иудеи, там выкрестов не было, выкресты встречались и проживали, прежде всего, в столицах.

Таким образом, например, среди крупных купцов первой и второй гильдии, среди банкиров, среди промышленников, предпринимателей были и евреи.

 


11. Рабочее движение во второй половине XIX в.

 

Завершение промышленного переворота и оформление индустриального пролетариата в класс буржуазного общества обусловило новые черты в рабочем движении России 80–х – первой половины 90–хгг., которое стало более организованным и наступательным. За первую половину 80–х гг. произошло около 100 стачек и свыше 50 волнений. От капиталистов рабочий класс требовал отмены или сокращения системы штрафов, прекращение снижения заработной платы, возвращение на работу уволенных товарищей.

В начале 1861г., например, массовая забастовка произошла в Петербурге на Балтийском механическом заводе. Поводом для нее стало увольнение 500 рабочих. Заводчане требовали от администрации завода сокращения рабочего дня и возврата на свои рабочие места всех ранее уволенных. Хозяева завода были вынуждены выполнить это требование рабочих.
Не менее успешными были результаты стачек на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге (ноябрь 1882г.) на заводе братьев Макиель в Москве (июнь 1884г.) и в других местах.
Подъем рабочего движения был характерен и для национальных районов Российской империи, в которых гнет и эксплуатация были особенно тяжелы. Часто организаторами рабочих выступлений здесь были русские пролетарии. Так, рабочие Нарвской суконной мануфактуры, а также литейного завода в Петербурге проявили солидарность с тремя тысячами ткачей – русскими и эстонцами – Кренгольмской мануфактуры, бастовавшими летом 1882г.

В Лодзи начало 80–х годов было отмечено совместными выступлениями польских и русских рабочих на фабриках текстильных и резиновых изделий (1882–1884гг.). Летом 1883г. бастовавших литовских рабочих цементного завода (Везенбергский уезд Эстляндской губернии) поддержали эстонские и русские пролетарии.

Наиболее крупные забастовки произошли на фабрике Хлудова (село Ярцево Смоленской губернии, 1880г.), в Коломенском уезде и в Серпухове (1880г.), на фабрике Дербенева (Иваново–Вознесенск, 1882г.) и в особенности – на текстильной фабрике Морозовых в Орехово–Зуеве (1885г.), которая являлась одно из крупнейших, потому что в ее цехах работало около 10 тыс.чел.
Для рабочих страны продолжительность трудового дня не была ограждена никакими законодательствами и полностью зависела от усмотрения фабрикантов. По 12–18 часов в сутки вынуждены были трудиться рабочие. Однако, их зарплата, несмотря на такой длительный рабочий день, была очень низкой. На московских текстильных фабриках, например, рабочие – мужчины зарабатывали в среднем в месяц 14руб. 10коп., женщины – 7 руб. 52коп., подростки – 7 руб. 22 коп., малолетние – 4руб. 25коп.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 658

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 14 страница | Этапы развития Киевской Руси 16 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.051 сек.