:
 













³





ij




̲
'



'




˳

























㳿


Գ
Գ
Գ
Գ
ճ






.. 7

Говоря об общественной жизни того времени, мы уже должны рассматривать её по трем складывающимся лагерям. С одной стороны для верхов это консервативный лагерь. С другой стороны складывается либеральный лагерь, которого не было прежде. Третий- это радикальныйлагерь.

1. Консервативный лагерь (консервативное направление общественного движения). Мы уже говорили, что при Николае 1 была введена достаточно широкая регламентация всех аспектов жизни страны, всесторонняя полицейская опека. Правительство Николая в заданных рамках проводило консервативную политику, консервативную идеологию, что и отразилось в формуле теории официальной народности Православие, самодержавие, народность.

 

А) Главной составляющей этой формулы являлось самодержавие. Так как именно самодержавие объявлялось основным устоем русской жизни, способным обеспечить мощь и величие страны. Идея необходимости самодержавия, как своеобразный и издревле присущей России формы политической власти, своими корнями уходит в глубокую русскую историю, и непосредственно в период укрепления единого российского государства. При этом эта идея приспосабливалась к новым политическим условиям. После того, как в западной Европе было покончено с абсолютизмом, эта идея приобретает новое звучание и новое значение. Выступление декабристов, безусловно, активизировало консервативную мысль, потому что консерваторы увидели, что надо защищаться. В теории Уварова преломились и просветительские идеи о единении, о добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной форме правления России, и консерваторы на этом настаивали сплошь и рядом. Он говорили, что только в рамках самодержавия Россия способна существовать как единое могучее государство, и никакая другая форма правления для России неприемлема.

Б) Основой духовного самосознания народа объявлялось православие. Православие понималось как присущее русскому народу глубочайшая религиозность и как приверженность ортодоксальному христианству. Только православие и ничего больше отсюда и гонения на всё то, что несовместимо с ортодоксальным православием. В частности - на старообрядцев.

В) В понятие народность вкладывалось отсутствие каких бы то ни было в обществе классовых, социальных противоречий. Вкладывалась идея о единстве народа, о его единении с царем. Народность содержала в себе и патриархальность русского общества, а это, прежде всего, послушание, приверженность устоям государства. Крепостное право в рамках этой народности рассматривалось как благо не только для государства, но и для самого народа.

 

Из всех этих постулатов делался вывод о ненужности и невозможности коренных социальных изменений, и говорилось о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

У теории были защитники и пропагандисты, как и у всех теорий, которые появляется в интересах государства. Власть не будет властью, если она не будет проводить идеологию, которая отражает эту власть. Защитниками и пропагандистами являлись консервативные журналисты, среди них Булгарин, Греч, которые в своей газете Северная пчела много печатали на эту тему статей.

Профессора Московского университета Погодин и Шевырев противопоставляли Россию западу, говоря, что запад сотрясают революции, а в России, мол, только небольшие бунты а это не одно и тоже. Они утверждали, что в России нет рабства, нет пролетариев, нет феодального тиранства, нет ненависти.

Теорию активно критиковали либералы. Наибольшую известность в связи с этим получили философические письма Чаадаева, насквозь пронизанные пессимизмом. Первое из этих писем было опубликовано в журнале Телескоп в 1836 году. Как только это письмо, где он критиковал самодержавие, официальную идеологию и крепостничество напечатали и прочли, то Чаадаева сразу объявили сумасшедшим, журнал Телескоп закрыли, а го редактору Надеждину запретили заниматься журналистской деятельностью.

Это письмо Чаадаева не только получило широкий отклик общественности, но и взбудоражило общественные силы и наряду с другими причинами послужило росту активности общественного движения либерального и радикального.Изложение взглядов в статье Чаадаева ускорило процесс формирования двух идейных течений славянофилов и западников.

 

2 Либеральный лагерь. В это время в России впервые появляется новое общественное движение, которое называется либеральным. Оно возникает на рубеже 30-40 годов и его появления связано с деятельностью славянофилов и западников.

А)Славянофильство являлось либеральным дворянским общественным течением, где признавались пороки существующей в России системы, но устранение этих пороков видели в мирном сочетании действительности с идеалами прошлого. В качестве прошлого идеала брали допетровскую Русь. Славянофилысчитали, что каждому народу присущи свои особенности, которые надо развивать. Что Россия и Запад представляют собой два совершенно два разных пути развития, что особенностью России является община, потому что именно общине присущи мирские методы управления, очень важны традиции общинного землепользования, а мирское самоуправление тоже очень важно с точки зрения решения многих проблем и снятия напряженности. Кроме этого славянофилы утверждали, что только России присущ истинный вид христианства - православие. Они считали, что православие очень глубоко проникло в сознание людей, и благодаря этой вере так же можно решить многие проблемы. Они также считали, что естественное развитие России должно протекать мирно, постепенно, последовательно, без каких либо потрясений, которые переживает Запад.


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 302

<== | ==>
.. 6 | .. 8

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.007 .